В этот день шестьдесят лет назад родилась Диана Фрэнсис Спенсер, принцесса Уэльская,  выдающийся общественный деятель и филантроп.

В последнее время в комментариях на сайте можно прочитать много оскорблений и уничижений в ее адрес. Дескать, бестолковая, поверхностная, глупая, психически нездоровая, эгоистка, хитрая, подлая, меняющая мужчин, не любящая своих детей и т.д. 

Мне очень неприятно такое читать, это очень несправедливые оценки. Какая она была - подлая или честная, толковая или бестолковая, -  каждый решает сам для себя, в соответствии с той информацией, которую получает. Но хотелось бы напомнить, или рассказать тем, кто до сих пор не знает, что любили ее не только за красивые глаза. Она была неравнодушным человеком и очень энергичным, эффективным, результативным благотворителем.  Свою популярность леди Ди использовала в общественных целях - боролась c социальными проблемами, развенчивала мифы, учила сопереживать и с уважением относиться к разным людям.

При участии Дианы были созданы сотни благотворительных фондов в разных странах. Она поддерживала онкоцентры, больницы, приюты, центры для бездомных, лепрозории: не только деньгами, но главное – личным участием.

О себе леди Ди говорила так: «Я всегда была, есть и буду фигурой только гуманитарной, я хочу только помочь людям, чем могу, вот и все… Мир болен отсутствием человеколюбия и сострадания все сильнее и сильнее…»

Расскажу чуть подробнее о том, что она успела сделать за свою такую короткую жизнь.

Отношение к пациентам с ВИЧ

Весной 1987 года в Великобритании открылось первое отделение для для больных СПИДом в Миддлсексской больнице. Членов королевской семьи приглашали выступить на церемонии, все отказались, в том числе Чарльз. Узнав об этом, Диана поспешила в больницу. В то время было много спекуляций на тему СПИДа и много страхов. Принцесса  хотела развеять мифы об этой болезни, в отделении она сняла перчатки и пожала руки всем пациентам клиники. Фотографии, как принцесса Диана пожимает руку пациенту с ВИЧ, облетели весь мир. С того момента Диана начала заниматься проблемами борьбы со СПИДом, несмотря на неодобрение королевы.

Спустя два года во время поездки в Нью-Йорк она посетила Гарлемскую больницу для больных СПИДом детей. Во время визита она неожиданно взяла на руки семилетнего умирающего мальчика из Гарлема.

«Я много интересовалась тем, как передается эта зараза. Меня сумели убедить, что в обычной жизни больные люди безопасны, но все общество думало иначе. От несчастных, далеко не всегда виноватых в заражении (как, например, дети), отворачивались все, им оставалось умирать безо всякой помощи. <…> И это не была глупая бравада, мне и впрямь захотелось взять невинного ребенка на руки. Ведь если взрослые могут быть виноваты в болезни сами, то дети не виноваты ни в чем!»

В последующие годы она регулярно навещала детей со СПИДом, в том числе побывала в хосписе в Торонто и больнице для детей-сирот с ВИЧ в Рио-де-Жанейро.

Уже после смерти Дианы Гэвин Харт, учредитель фонда помощи людям с ВИЧ National AIDS Trust, сказал: «По нашему мнению, Диана сделала для помощи людям с ВИЧ больше, чем кто бы то ни было, и до сих пор никто не делает ничего подобного».

Помощь прокаженным

В феврале 1992 года принцесса Диана отправилась в Индию, где посетила богоугодные заведения матери Терезы: хоспис, приют для брошенных детей, лепрозорий для больных проказой.

В лепрозории Диана дотрагивалась до больных, и врач, восхищенный ее мужеством, сказал: «Вы очень многое делаете для нас, показывая людям, что можно дотрагиваться до больных проказой и не заражаться». Внутри хосписа она увидела ряды раскладушек, на которых лежали сотни больных и умирающих. «Это так печально», — беспрерывно повторяла принцесса, пожимая слабые руки пациентов.

После этой поездки Диана написала: «Наконец, после стольких лет поиска, я нашла свой путь. Когда я приехала в хоспис матери Терезы, сестры милосердия специально для меня спели торжественный гимн. Это было незабываемое духовное переживание. Я буквально воспарила духом. Эмоции были настолько сильны, что они не смогли не оказать на меня огромного воздействия. Я только теперь поняла, что всем своим сердцем, всей своей душой хочу заниматься этим делом в глобальном масштабе».

Принцесса часто ездила с миссионерскими поездками в страны, где по-прежнему высок уровень заболеваний проказой. Она была покровителем организации The Leprosy Mission, и бывала в больницах в Индии, Непале, Зимбабве. Она с легкостью общалась с пациентами, проводила с ними много времени и так помогала бороться с общественным мнением и мифами об этой болезни.

«Я отправилась в Непал, где посетила хижины простых людей, лагеря для прокаженных, больницы… Все это привычно и очень нужно. Каждый такой визит приносил не только удовлетворение мне и какое-то облегчение людям, но и немалые деньги в виде благотворительной поддержки. <…>

Летом я отправилась в Зимбабве, где встречалась с Робертом Мугабе, посещала детские центры, снова и снова больницы и пункты распределения гуманитарной помощи…»

«Мне всегда казалось важным прикасаться к прокаженным, пожимать им руки, так я хотела показать людям, что эти пациенты – такие же люди, что они не отверженные. Можно дотрагиваться до больных проказой и не заражаться», — говорила Диана.

Бездомные и беженцы
В 1992 году принцесса Диана стала попечителем лондонского центра помощи бездомным Centerpoint и много им помогала до самой смерти. Диана брала с собой в центр обоих сыновей – принца Уильяма и Гарри. В 23 года принц Уильям продолжил дело матери и стал попечителем этой организации.

Он рассказывал в интервью The Telegraph: «Моя мама показала мне эту сторону жизни много лет назад. Это было настоящим откровением для меня и я очень благодарен ей за это».

Помощь детям
Принцесса Диана очень любила детей,  активно поддерживала детские больницы и приюты. Например, она была покровителем Королевской Больницы Мардсен, в которой было хорошее онкологическое отделение, а также детской больницы «Грейт Ормоннд Стрит Хоспитал».

В одном из интервью она рассказала о работе в Королевской больнице Бромптон: «Я там бываю минимум три раза в неделю, провожу несколько часов с детьми, иногда просто держу их за руку или разговариваю. Кто-то из них будет жить, кто-то нет, но каждый из них нуждается в любви здесь и сейчас. Мне хочется дать им эту любовь».

В мае 1994 года Диана сделала заявление, в котором сообщалось, что она намерена войти в состав комитета планирования Международного Красного Креста. В апреле 1995 года Диана отправилась в Гонконг. Она посетила раковый корпус одной из местных больниц, приют для молодых бездомных, центр лечения наркомании, а также присутствовала на сборе средств для лепрозория и онкологического центра

Балет и театр
Принцесса очень любила балет, после развода в 1995 году она стала еще активнее помогать некоммерческим организациям. И единственным проектом, не связанный с социальной тематикой, был Английский национальный балет. Она часто ходила на представления, брала с собой сыновей. Она проводила фандрайзинговые балы и гала-встречи, что помогло собрать сотни фунтов на поддержку театра.

Принцесса Диана в России
15-16 июня 1995 года принцесса Диана прилетала в Москву. Одним из ее дел в столице стало посещение Тушинской детской больницы, благотворительную помощь которой принцесса оказывала и ранее (Диана подарила больнице медицинское оборудование и младенцев-манекенов: с ними Диана провела мастер-класс по пеленанию малышей для молодых студентов-медиков).

«Очень спокойная и стойкая женщина. Она заходила в травматологическое отделение, а там дети после автодорожных и железнодорожных аварий, и она видела все раны. Даже сопровождавшие её лица падали в обмороки, а она спокойно прошла по отделению”, — вспоминал Виктор Шеин, в то время заместитель главного врача по хирургии в Тушинской больнице

По словам участников визита, во время посещения больницы принцесса нарушила протокол встречи: она проигнорировала кабинеты начальников клиники, пройдя мимо, потому что торопилась в палаты маленьких пациентов и игровую комнату. Диана настойчиво попросила свою переводчицу подробно переводить всё, что говорят ей дети. В игровой принцесса удивила всех: она села на колени перед малышами и начала с ними играть.

16 июня 1995 в посольстве Великобритании в Москве принцессе Диане вручили Международную премию Леонардо. Эта общественная награда присуждается меценатам и людям, которые внесли личный вклад в развитие гуманитарной

Борьба за отмену противопехотных мин
13 января 1997 года принцесса Диана в рамках миссии Красного креста прилетела в столицу Анголы Луанду.

Богатейшая африканская страна была разорена дотла и едва жива после 20 лет гражданской войны. Число остававшихся в земле мин оценивалось тогда в девять миллионов при численности населения 10 миллионов человек.

Проезжая по улицам города, Диана была поражена количеством мужчин, женщин и детей, лишившихся ног и передвигающихся кто на инвалидных креслах, кто на самодельных костылях.

В городе Уамбо в больнице без электричества и с острой нехваткой коек ей показали 9-летнюю девочку, которой мина вырвала кишечник. Девочка доживала последние часы. Диана поправила на ней одеяло и долго о чем-то говорила, поглаживая ребенка по руке. Девочка не знала английского, но это было неважно. Она умерла в тот же день.

«Я читала статистику, что в Анголе больше людей с ампутированными частями тела, чем где бы то ни было в мире, — вспоминала Диана. – Но даже зная все это, я оказалась не готова к тому, что увидела».

Принцесса посетила и самый заминированный город Анголы Куито. За пару дней до ее приезда семь мальчиков погибли во время игры в футбол, гоняя мяч на разминированном (к сожалению, не полностью) поле. И тогда Диана показала пример личного мужества: принцесса прошла по деактивированному полю. Для безопасности она надела синий бронежилет и укрыла лицо за специальным пуленепробиваемым экраном. 

"У меня душа ушла в пятки, челюсть свела судорога, — рассказывала она. — Я еще никогда не делала шаги с такой осторожностью. Я отлично понимала, что малейшая ошибка — и твой следующий шаг может оказаться последним".

Один из фоторепортеров, не успевший снять ее путь на пленку, попросил Диану пройтись по полю снова. Это была шутка — никто не ожидал, что она согласится. Но леди Ди повернулась и прошла по полю вновь. Ей было важно, чтобы эти снимки были сделаны и облетели мир.

В начале августа 1997 года состоялся трехдневный визит Дианы в Боснию, где она стала свидетелем последствий, пусть и не такого масштаба, как в Анголе, размещения в стране противопехотных мин.

Диана позировала на фоне боснийских пейзажей: низеньких домиков, ярко-зеленой травы и улыбчивых местных жителей. На тот момент ее деятельность по запрету противопехотных мин уже поддержал премьер-министр Великобритании Тони Блэр.

В Боснии, как и в Анголе, Диана встречалась с инвалидами, взрослыми и детьми, подорвавшимися на минах.

В какой-то момент, спонтанно, она решила отправиться на кладбище, и встретила там безутешную боснийскую женщину, плачущую, лежащую на могиле сына. Диана попыталась ее утешить, несмотря на то, что не говорила по-боснийски, а эта мать не знала английского. Затем они обнялись.

Поездка в Боснию оказалась последней из благотворительных визитов Дианы в иностранные государства.

Миротворческая миссия принцессы возымела действие на самых высоких уровнях: Диана была приглашена генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном выступить с докладом на осенней ассамблее, в это же время в Британии заговорили о том, чтобы назначить ее послом доброй воли. В преддверии нового назначения Диана встречалась с высокопоставленными чиновниками — членами правительства, министрами, дипломатическими работниками, чтобы заранее укрепить связи и сделать свою работу более плодотворной. Но 31 августа 1997 года ее не стало — Диана погибла в Париже в автомобильной катастрофе.

После ее кончины международное движение по запрещению противопехотных мин получило дальнейшее развитие, более того, в конце 1997 года инициатива получила Нобелевскую премию Мира.

На закрытии сессии ООН, посвященной подписанию конвенции о запрещении противопехотных мин, весь зал, более 200 человек, почтили память принцессы Дианы стоя.

Для меня принцесса Диана -  Личность, достойная уважения и восхищения!  Яркая, невероятно сильная, смелая и решительная. Внутренне свободная. Способная бороться за себя и за то, во что верила. Она не сдавалась и побеждала, как обстоятельства, так и себя - свои страхи, болезни, комплексы. Она не предавала себя, не сворачивала со своего пути и несла в мир доброту. В ее увлечении благотворительностью не было позерства и бравады, она это делала не только «на камеру».

Многое о ней говорят ее слова: «Там в госпитале или среди искалеченных людей совершенно забываются прежние проблемы, кажутся такими мелкими, убогими. Удивительно, среди убогих хижин, убогой жизни убогими кажутся заботы нашего обеспеченного, сытого и незаминированного мира. Мы просто не представляем их жизни, как и они не верят в возможность нашей. <…> Эту пропасть нельзя ни перепрыгнуть, ни не заметить, через нее можно только протянуть руку помощи. Если мы этого не сделаем, то мы не люди и не имеем права жить на Земле».

Подпишитесь на наш
Блоги

О принцессе Диане

11:52, 1 июля 2021

Автор: Scicolone

Комменты 243

Аватар

Почувствовать себя невероятно вдохновленной после посещения больницы в Индии? Где люди тупо лежали на полу без какой либо помощи? Это я не знаю кем надо быть. Кому война, нкому мать родна.

S

Меня даже на слезу прошибло. Сколько физических и моральных сил стоит такая благотворительность. А поход по минному полю? Что бы ни говорили про Диану, а ее благотворительная деятельность заслуживает огромного уважения!

Комментарий был удален

Аватар

Диана мне всегда казалось такой возрастной дамой и только сейчас, находясь в возрасте, в котором она умерла, я понимаю, какой молодой она умерла и как много сделала за эту короткую жизнь.

N

автор, спасибо за пост! Я многого не знала. И все таки невероятная она была женщина!

Подождите...