Ханна Полак — польский режиссер, кинематографист и продюсер. За короткометражный документальный фильм «Дети Ленинградского» о группе бездомных детей, проживающих на Ленинградском вокзале в Москве, она была номинирована на премию Оскар и премию Эмми. 

Ханна Полак родилась в 1967 году в Катовице, Польша. Выпускница операторского факультета московского ВГИКа и основатель фонда помощи российским бездомным детям. На рубеже 1980–1990-х годов изучала актерское мастерство во Вроцлаве и Варшаве, но обучение не закончила. «Меня вычеркнули из списка студентов и, честно говоря, я очень переживала по этому поводу», говорит она в беседе с порталом Culture.pl.

Ханна Полак путешествовала по Западной Европе, а затем отправилась в Россию. «Это было необыкновенное время — после краха коммунизма Россия открылась миру», — вспоминала она. 

Вместе со своими друзьями из России она стала участвовать в помощи старикам и инвалидам. Они организовывали встречи, кинопоказы, наладили сотрудничество с благотворительными организациями.

В 1999 году на Курском вокзале в Москве она познакомилась с маленькими детьми, которые нюхали клей.

В 1999 году, проходя через Курский вокзал, я увидела троих маленьких детей, которые нюхали клей. Я заговорила с ними, и выяснилось, что они живут на этом вокзале. Дети сказали мне прийти вечером, когда их будет очень много. Вечером я отправилась на вокзал и испытала невероятный шок. Там было несколько десятков детей, некоторые совсем маленькие. У меня в голове не укладывалось, что они фактически были никому не нужны, что никто их не искал, что никого не волновала их судьба. Они просто жили и умирали на улице.

Тогда я почувствовала, что я обязана им как-то помочь. Я позвонила двум своим подругам из Польши, Эве и Монике, и они захотели приехать в Россию и вместе со мной помогать сотням бездомных детей на улицах, вокзалах и мусорных свалках. Вскоре квартира, которую мы снимали рядом с вокзалом, была полна детей. Те дети, кто хотел изменить свою жизнь, приходили и временно жили у нас в ожидании места в хорошем детском доме, куда они соглашались отправиться, или же в ожидании возвращения в родную семью, с которой работали наши волонтеры, чтобы наладить отношения между ребенком и его близкими. Важен был каждый день, каждая минута: нужно было использовать любую возможность, чтобы вырвать ребенка с улицы. На улице дети становились жертвами насилия, вступали в преступные группировки, подсаживались на тяжелые наркотики, попросту гибли, умирали.

Поначалу это была спонтанная деятельность на наши собственные средства. Помогали друзья, которые в складчину покупали одежду, а я на машине привозила одежду из Польши в Россию. Позже мы все-таки основали в России фонд, а группа моих норвежских друзей создала в Норвегии фонд Active Child Aid (http://activechildaid.org). Фонд также помогает детям из детских домов и бедных семей из Нижней Силезии в Польше.

Эта встреча изменила ее жизнь. Вместе с Анджеем Целиньским она сняла фильм «Дети Ленинградского». В нем они рассказали историю о бездомных детях, чью жизнь заполняли алкоголь, наркотики и насилие. За свою картину в 2005 году Полак была номинирована на «Оскар» за лучший документальный фильм, а год спустя получила две номинации на премию «Эмми». Одновременно с этим она продолжала учебу на кинооператорском факультете ВГИКа в мастерской Вадима Юсова — оператора, работавшего с Андреем Тарковским.

Я думала, как еще помочь им. Чтобы показать миру этих детей и условия, в которых они живут, я начала снимать документальный фильм «Дети Ленинградского». Чтобы научиться лучше снимать, я поступила на операторский факультет московского ВГИК на курс Вадима Юсова, оператора Анджея Тарковского. Именно дети Ленинградского впервые отвели меня на свалку и показали, что на самой большой мусорной свалке Европы живут сотни людей.

Мы считаем, что помогать детским домам должны власти – это же не наша работа заниматься социальными инициативами.

Когда я снимала фильм «Дети Ленинградского», к моим героям подходили люди, бросали какие-то монетки, помогали им. Но были и те, кто проходил мимо и не замечал этих детей.

Конечно, каждый должен отвечать сам за себя. Но даже если человек просто плывет по течению и ничего не делает, он все равно участник событий.

Ханна Полак о судьбе своих героев

За всеми проследить, конечно, невозможно, с некоторыми из них нет связи, но за некоторыми следила, мы общались. Некоторые дети попали в детские дома, некоторые, к сожалению, были и в тюрьмах, о некоторых я знала, что они начинали с клея, а потом перешли и на тяжелые наркотики, некоторые были больны СПИДом. Но у некоторых судьбы сложились удачно, и я знаю, что они из этого вышли, у них самих сейчас семьи, квартиры, дети.

Вы можете посмотреть фильм 

Источники: Википедия, Culture.pl, УП.Культура, 37.ru.

Обновлено 20/08/19 20:56:

Подпишитесь на наш
Блоги

Дети Ленинградского

16:18, 22 января 2019

Автор: Мортиша Аддамс

Комменты 66

M

я этот фильм еще по сайту redar помню. Там была отличная подборка подобных фильмов, где показывали реальное положение дел в мире (и про потогонные фабрики в азии, и про детей беспризорников на органы/рабство/наркоманов) и много еще чего. Потом ребят обвинили в экстремизме и сайт прикрыли. Я после заходов на тот сайт, потом неделю успокоительное пила... Особенно когда понимаешь, что кто-то в таких условиях живет каждый день и всю жизнью

Аватар

Надеюсь, ельцин горит сейчас ярким пламенем в отдельном вип котле.

Аватар

Не обязательно усыновлять детей, можно быть наставником для детдомовца, приходить в гости, учить жизни, помогать чем можно. Не все об этом знают.

K

Я посмотрела, спасибо за материал. Помню, что раньше я воспринимала это обыденностью, таких детей можно было постоянно видеть. Сейчас конечно пробирает. Интересно, хоть кто-нибудь до сегодняшнего дня дожил?

K

Не верится, что это происходило на рубеже 90/00 гг., что дети не на отшибе города, где о них могли не знать, а на вокзале выживали. Кто-то может обвинить Ханну и её соратников в пиаре самих себя, но этот фильм и помощь детям не понадобились бы, если бы власти сами занимались детьми. Замечательные и неравнодушные люди Ханна с друзьями - привлекли внимание к проблеме и помогли ребятам.

Подождите...