В 2017 году в Пушкине (Ленинградская область) был найден фотоархив из тридцати тысяч снимков. На фотографиях запечатлены жители и улицы Санкт-Петербурга периода позднего СССР и 90-х гг. ХХ в. Их автор, Маша Ивашинцова, скрывала работы даже от близких людей, и негативы и непроявленные пленки были обнаружены совершенно случайно. Их нашел муж единственной дочки автора, Аси Ивашинцовой-Мелкумян, когда после работы разбирал ящики на чердаке семейного дома.
Архив, обнаруженный при ремонте, уже сравнивают с наследием Вивиан Майер. Ее негативы также были найдены случайно, при схожих обстоятельствах. Они принесли фотографу хоть и запоздалую, но всемирную славу. «Русская Майер», как назвали Машу в прессе, снимала большую часть жизни, но все ее фотографии впервые увидели свет лишь после того, как семья Ивашинцовой нашла их.
Фотограф родилась в 1942 году в аристократическом семействе, чья собственность, включая и квартиру в центральном районе Ленинграда, после 1917 года была конфискована большевиками. По желанию бабушки в детстве Маша занималась балетом и даже поступила в академию. Когда бабушка умерла, родители перевели девочку в техникум и прервали артистическую карьеру. После окончания училища Маша работала театральным критиком, поменяла множество других специальностей. Такими же переменчивыми были и ее отношения со спутниками жизни.
Муж Маши Ивашинцовой — Мелвар Мелкумян, лингвист из Армении, 1983 год
От брака с лингвистом Мелваром Мелкумяном у Маши родился ребенок — дочь Ася (других детей у нее не было). После развода родителей в 1976 году она вместе с отцом уехала в столицу, а ее мать осталась жить в Ленинграде.
Мелкумян с их дочерью Асей
Ася в 1978 году
Портрет дочери Аси и их собаки Марты, Ленинград, 1980 год
В разные годы Машу связывали отношения с поэтом Виктором Кривулиным и фотографом Борисом Смеловым.
Ивашинцова прячется за Смеловым, который в то время был
популярным фотографом, 1974 год. В руках Смелова одна из самых
известных камер Leica 60-х годов — Leica IIIc.
Позже он подарит ее Маше, которая после этого уже будет снимать ею
Портрет Бориса Смелова, 1979 год
Поэт Виктор Кривулин, Ялта, Крым, 1979 год
По словам ее дочери, читавшей материнские дневники, Маша считала свои способности не стоящими внимания по сравнению с дарованием мужчин, чей музой она была. Поэтому она никому не показывала свои снимки и верила, что меркнет на фоне чужих талантов. Ежедневно фотографируя детей и прохожих, друзей семьи, уличные случайные сцены, Маша страдала от прогрессирующей депрессии, и из-за нее в 1981 году осталась без работы.
В условиях СССР выбор у «тунеядцев» был небогатый — юридическая ответственность или принудительное психиатрическое лечение. Фотограф выбрала последнее, десять лет провела в закрытой клинике и, по словам семьи, сломалась под действием насильственно вводимых препаратов. Одна из фотографий Маши, сделанная за три года до заключения, — сидящая у окна на цепи обезьянка, напряженно смотрящая на улицу. Ася Ивашинцова-Мелкумян говорит, что в этом снимке заметно какое-то предчувствие — мать будто предупреждает сама себя.
Маша так до конца не смогла приспособиться к окружающему ее миру. Она умерла в 2000 году, не дожив до 59 лет, и только в 2017 году ее фотографии увидели мир. Дочь фотографа обратилась ко многим фотогалереям с просьбой разместить у себя снимки матери, создала сайт mashaivashintsova.com, посвященный ее творчеству, и продемонстрировала всему миру, насколько талантлива была Маша Ивашинцова.
Ленинград, 1970 год
Портрет друга семьи в 1974 году
Берега Невы в 1979 году
Ленинград, 1979 год
Дети в Вологде в 1979 году
Детская площадка на космическую тему в Ленинграде
Уличный портрет в Санкт-Петербурге в 1976 году
Ленинград, 1978 год
Толпа людей перед Первомайским шествием в Ленинграде в 1979 году
Портрет маленького Советского инженера в модном, на манер французского, детском комбинезоне
Митинг коммунистов в Ленинграде
Разрушенная статуя Сталина в Ленинграде
Портреты мальчиков в Старой Руссе
Детский мир, пл. Дзержинского, Москва, 1983 год
Портрет старушки в одной из деревень рядом с озером Севан, Армения, 1976 год
Поэт Арсений Тарковский, Лениград, 1981 год
Собака Марта, Ленинград, 1978 год
Ленинград, 1977 год
Ленинград, 1981 год
Ленинград, 1985 год
Санкт-Петербург, 1994 год
Тбилиси, Грузия, 1989 год
Источник: Фотогора
Обновлено 20/08/19 18:29:
Маша Ивашинцова
23:05, 2 мая 2019
Автор: Мортиша Аддамс
Комменты 63
Фото очень неровные-есть неплохие, а есть откровенно небрежные, не отцентрованные, режет по краю. Кто любит черно-белые фото, посмотрите Льва Полякова и Леонида Лубяницкого. Это более ранний Ленинград и потом Штаты. Сразу видна разница.
Какой еще "Митинг коммунистов"? Автор думает, что были какие-то митинги, куда по партбилетам пускали? Бред! Фото не цепляют, нет глубины, обычные сценки, а уже описание жизни, вообще за гранью. Хоромы отобрали, дочь жила с отцом, что в СССР было большой редкостью, зато у мамы было много поэтов в жизни. Интересно, кем бы она была на Западе, т.к. фотограф она явно не особенно сильный.
Ну, фото хорошие,но я б не сказала,что гениальные. На некоторых,конечно,чувствуется какая-то атмосфера,я кажется понимаю,ЧТО так зацепило фотографа....
Какие отличные фото! Настоящие! Обожаю чб!
для того времени фото действительно были хороши, в наше время такое можно снять на инстаграм (типа собаки на мосту по центру) но атмосфера, свет, выражения лиц - работает